Календар афіш Миколаєва
Календар
Додати
Додати
Кабінет
Кабінет

«Город, которого нет» / 46 «Котёл нагревается»

Огромные массы народу, съехавшиеся в Николаев на строительство паровых кораблей жили все по-разному. Безродные работяги селились за городом – на Слободках в своих землянках (жилище, вкопанное в землю) и мазанках – жилище, стены которого сложены из глины, перемешанной с рубленой соломой (у нас на Юге такой строительный материал называют «лампач», в архитектуре его называют «саман»). Эти халупы, как правило, были покрыты камышом, который массово заготавливали каждый год: резали камыш в плавнях Ингула и Южного Буга. Даже я, родившийся во второй половине ХХ века, ещё застал такие жилища. У тёти Полины, которая жила в нашем дворе на Фрунзе (Шоссейной) 118 была землянка. И мы спускались к ней в гости, ступая на две ступеньки вниз. А мазанки под камышовой крышей всё ещё стояли на улице Колодезной даже в 70-е годы ХХ века, когда человечество давно уже летало в Космос и даже побывало на Луне.

Военные, которые составляли едва ли не треть населения города, жили кто в казармах, а кто (офицерский состав) – на съёмных квартирах в центре города и на Военной Слободке. У многих офицеров из местных уроженцев были свои дома, семьи, дети.

Приезжие люди, посетившие Николаев по делам и пребывающие здесь временно, селились в гостиницах (кто мог себе такое позволить), а также в «доходных» домах и меблированных комнатах на полный пансион.

Богатые купцы и высшая знать имели собственные добротные особняки в центре города.
На Слободках вставали рано. Надо было собраться и вовремя успеть на завод. Абсолютное большинство добирались к проходной завода пешком через весь город при любой погоде, топая по не мощеным улицам, срезая углы, напрямую миновали пустыри, коих в городе было ещё великое множество. Опаздывать на завод было нельзя. Дисциплина здесь была строгая. За каждое опоздание – денежный штраф. На заводе обязательно присутствовала полиция. Грубость и хамство полицейских в обращении с рабочими вызывали большое недовольство и порой становились одной из многочисленных причин того, что рабочие бросали работу и устраивали забастовку. Работали тогда по 12 часов в день и более, получали по 30 копеек в день, бывало и выше в зависимости от квалификации. Не удивляйтесь таким суммам: в те времена каждая копейка имела значение и на неё можно было что-то купить.

Вопиющее имущественное неравенство жителей города, разность их верований и убеждений приводили к тому, что обстановка в Николаеве всё больше накалялась. В городе действовали многочисленные организации революционного толка: Социалисты – революционеры («Эсеры»), социал – демократы («Эсдеки») и прочие. Они вели в среде рабочих политическую агитацию против царя и Российской империи, призывали к свержению монархии, установлению республиканского строя (например, как во Франции), принятию Конституции (в то время в стране всё ещё не было Конституции, страна управлялась волей одного человека – Императора). Революционеры подстрекали рабочих к забастовкам под политическими лозунгами.

С другой стороны здесь же в Николаеве существовали «черносотенные» организации (Союз Михаила архангела, Союз Русского народа), которые находились под плотной опекой органов Охранного отделения, выражали верноподданнические чувства Царю – Батюшке, призывали к борьбе против смутьянов – революционеров и подстрекали жителей к еврейским погромам. «Союзники» имели влияние в среде малограмотных рабочих, приехавших из районов Центральной России, среди приказчиков, лавочников и мелких торгашей.

В 1899 году по Николаеву прокатился жуткий еврейский погром. Погромщики со свистом гурьбой валили по улицам, разбивая будки с сельтерской водой, киоски, базарные лавки и магазинчики, принадлежащие евреям. Они врывались в дома, разбивали окна, мебель, избивали и убивали их обитателей, тащили из дому всё подряд – коробки с ваксой, папиросы, спички, детские платьица. Погромщики рылись в гардеробах, напяливали на себя по нескольку шуб, пиджаков, прочей одежды. В толпах погромщиков были и остервенелые от жадности бабы, которые проявляли особый интерес к одежде. В одёжных магазинах погромщики сбрасывали с себя своё просаленное тряпьё и одевались в новые одежды. Толпа не подчинялась полиции и малочисленным нарядам казаков, забрасывала их камнями.

Погром длился 3 дня (19 – 21 апреля 1899) во время празднования православной Пасхи. Он прокатился по 1-й, 2-й и 3-й Песчаным улицам, по Привозной, Глазенаповской, Бульварной, Фалеевской, Рыбной, Соборной, Херсонской, Котельной, Рождественской, Таврической, Потёмкинской.
Жизнь города когда-то сонная и размеренная всё чаще прерывалась различными потрясениями и драматическими событиями. Переполненный приезжими город напоминал большой паровой котёл. Котёл политических событий и человеческих страстей в Николаеве всё более раскалялся, доходил до точки кипения и начинал бурлить.

Продолжение следует.
Фотографии взяты из свободного доступа в Интернете.

Женя Желдоровский ©
08.08.2023

Джерело

Поділитися на facebook
Facebook
Поділитися на telegram
Telegram
Поділитися на whatsapp
WhatsApp
Поділитися на twitter
Twitter